"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша бөлімі Свободный ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" КММ
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Свободное отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области"

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Теоретические основы к процессам преподавания и обучения

Из числа современных научных подходов, используемых различными мировыми системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистской теории (Hattie, 2009).

В основу Программы первого уровня, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источ-ников, в качестве которых выступают учителя, сверстники, учебники.

Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподава-нии, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися знаниями.

Знания, получаемые в рамках «традиционной», основанной на трансляции готовых знаний методики преподавания, не могут быть эффективно интегрированы в имеющуюся у учени-ка базу знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запо-минающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным способом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но, при этом, прочно не усвоена учениками, малополезна после завершения ее изучения и не используется в дальнейшем, в жизненных си-туациях. Цель преподавания, основанного на конструктивистской теории, состоит в том, что-бы достичь более основательного понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний в ситуациях вне класса.

106 Конструктивистская теория в области преподавания требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию зна-ний, идей и навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы уче-никам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформи-ровать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять способы постижения учениками темы, осознание необходимости работы с учениками в целях улучшения или модификации их понимания, а также понимание того, что отдельные ученики могут воспринимать учебный материал довольно уникальным способом.

Данная трактовка конструктивистского обучения предполагает наличие у учителя опреде-ленного образа мыслей и убеждений, а также знаний альтернативных действий, сообразных этим убеждениям.

Убеждения учителя

Психологи трактуют убеждение как личностную предрасположенность к действию, в то время как социологи, предположительно, могли бы его рассматривать как главенствующую ценность личности. Убеждения учителя оказывают значительное влияние при формировании установок, которые впоследствии объясняют принятие решений, и в итоге – действия в классе (Рисунок 4). В этой связи обучающий арсенал любого учителя представляет собой совокуп-ность убеждений, знаний и предположений. В совокупности названные составляющие являют собой уникальные «обучающие схемы» личности. Пажарес (1992) утверждает, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все его действия в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, по мнению исследователя, оказывает более существенное влияние на характер действий учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник.

Успешное преподавание и успешный учитель

Программа первого уровня, основанная на конструктивистской теории обучения, устанав-ливает перед учителем важнейший приоритет: концентрация усилий и внимания, прежде все-го, на личности ученика. Ключевым показателем успешности преподавания учителя является реализация им процессов исследования и оценивания самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обяза-тельное активное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение. Адекватное осознание и принятие этой ответственности учеником в немалой степе-ни зависит от созданной учителем среды на учебных занятиях. Проводя аналогию с теорией Шульмана, думается, что успешным учитель станет при условии наличия того, что исследова-тель именовал как «тpи помощника учителя» (Shulman, 2007) (Таблица 1).

Успешным преподавание становится возможным при наличии соответствующих условий для обучения­, согласно которым учитель «регулирует» использование различных подходов, методов и приемов преподава­ния, в зависимости от степени целесообразности, соответствия конкретному моменту, личностям учащихся, окружению и используемым ресурсам. Качество и степень успешности преподавания, зачастую, в значительной степени зависят от успешности адаптации учителя к реальному контексту.

Успешное преподавание, представляющее собой систему составляющих характеристик учителя, становится возможным при создании определенных условий, от которых, в равной степени, зависим и сам учитель. Качественное преподавание может быть представлено как симбиоз обучающихся, окружающей среды и условий для преподавания и обучения.

ccылка


Текст