«Ақмола облысы Есіл ауданының білім беру бөлімінің Свободный орта мектебі» мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Свободненская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области»

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

УСТАВ КГУ «Свободненская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области»

                                                                                                                                                                                                                                                   Утверждено

                                                                постановлением акимата

                                                                Есильского района

                                                                 а-8/227 от 10 августа 2018 года

 

  1. Общее положение

            1.1.Коммунальное государственное учреждение (далее- коммунальное государственное учреждение) «Свободненская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области» является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения для осуществления образовательных функций.

            1.2.Коммунальное государственное учреждение преобразовано Постановлением акимата Есильского района  Акмолинской  области  № а-5/205 от  13 мая 2013 года.

            1.3.Учредителем является государство в лице акимата Есильского района Акмолинской области.

            1.4.Уполномоченным органом, а также органом осуществляющим к нему функции субъекта права в отношении имущества государственного учреждения является государственное учреждение «Отдел образования Есильского района Акмолинской области».

            1.5.Полное наименование на государственном языке: «Ақмола облысы Есіл ауданының білім беру бөлімінің Свободный орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.

            Краткое наименование на государственном языке: «Ақмола облысы Есіл ауданының білім беру бөлімінің Свободный орта мектебі» КММ.

            Полное наименование на русском языке: Коммунальное государственное учреждение «Свободненская средняя школа отдела образования Есильского района  Акмолинской области».

            Краткое наименование на русском языке: КГУ «Свободненская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области».

            1.6.Местонахождение учреждения: 020918, Республика Казахстан, Акмолинская область, Есильский район, село Свободное, улица Московская, 8.

2. Юридический статус коммунального государственного учреждения.

2.1.Школа считается созданной и приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации.

2.2.Школа имеет бланки, печати с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и штампы с наименованием Школы на государственном и русском языках.

2.3.Школа не может создавать, а также выступать учредителем другого юридического лица.

2.4.Школа обладает обособленным имуществом, предоставленным на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении деньгами. По договорным обязательствам ответственность Школы наступает в пределах утвержденной сметы на содержание Школы. При недостаточности у Школы денег субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет Учредитель.

2.5.Гражданско-правовые сделки Школы вступают в силу после их обязательной регистрации в территориальных подразделениях казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.

2.6.Деятельность Школы строится на принципах бесплатности образовательных услуг в пределах государственных стандартов, непрерывности процесса образования, разнообразия методов преподавания.

2.7.Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством, возникают у Школы с момента выдачи ей соответствующей лицензии. Право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает у Школы с момента ее государственной аккредитации. Государственную аккредитацию и аттестацию Школа проходит в порядке, установленном Законом РК «Об образовании».

3. Предмет, цели и задачи в деятельности  коммунального государственного учреждения.

3.1.Предметом деятельности Школы являются:

1)реализация Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан;

2)содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса, способствующего формированию творческой, одаренной личности при учете закономерности функционирования Школы в условиях единого процесса воспитания и образования;

3)обеспечение физического и эмоционального благополучия учащихся, взаимодействие с семьей для гармоничного развития личности;

4) реализация образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих высокую эффективность обучения;

5)расширения информационного пространства, путем выпуска печатных изданий;

6) оказание дополнительных платных образовательных услуг по заявлению родителей в соответствии с действующим законодательством;

7)оказание первичной (доврачебной) медико-санитарной помощи.

8)осуществление разноуровневого обучения, в том числе коррекционно- развивающего обучения (выравнивания);

9) качественное и своевременное оказание государственных услуг.

3.2.Целью деятельности Школы является усвоение обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, соответствующего современным требованиям, развитие мыслительных процессов и навыков рефлексии, развитие самостоятельной гармонично - развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

3.3.Основными принципами деятельности Школы является:

1)     равенство прав всех детей на получение качественного образования;

2) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

3)   уважение прав и свобод человека;

4) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;

5)единство обучения, воспитания и развития;

6)демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования.

3.4.Запрещается создание и деятельность организационных структур религиозных объединений в Школе.

3.5.Основными задачами в деятельности Школы являются:

1)создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;

2)рассмотрение обращения услугополучателей по вопросу оказания государственных услуг;

3)развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

4)воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

5)воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

6)приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики, овладение государственным, русским, иностранным языками;

7)обеспечение повышения социального статуса педагогических работников;

8)функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребностям общества и экономики;

9) внедрение и эффективное использование новых технологий обучения;

10)создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями;

11)разработка и реализация образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих высокую эффективность обучения;

12)разработка индивидуальных программ творческого развития ребенка, проявления себя как творческой, одаренной личности;

13)формирование у учащихся потребности в саморазвитии и самообразовании;

3.6.В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законом РК «Об образовании», Типовыми правилами деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего), Государственными стандартами среднего образования РК, Концептуальными основами воспитания в Республике Казахстан, решениями Правительствами РК, местных органов власти и органов управления образованием всех уровней, приказами и распоряжениями Учредителя и Уполномоченного органа, а также настоящим Уставом.

3.7.Запрещается осуществление Школой деятельности, а также совершение сделок, не отвечающих предмету и целям ее деятельности, закрепленной в Уставе.

            3.8.Запрещается осуществление Школой какие-либо виды услуг для осуществления предпринимательской деятельности, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

4.Перечень реализуемых образовательных учебных программ.

4.1.Образовательная программа Школы включает основной (базовый) и дополнительный (развивающий) варианты.

4.2.Содержание образования в школе определяется рабочими программами и учебными планами, разработанными и реализуемыми в соответствии с ГОСО.

4.3.Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.

4.4.Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации.

4.5.Типовые учебные программы разрабатываются в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования.

4.6.Рабочие учебные программы разрабатываются на основе соответствующих типовых учебных планов и типовых учебных программ.

Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части базисного учебного плана и отражающим специфику конкретной организации, школы осуществляют самостоятельно.

4.7.Общеобразовательные учебные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности.

4.8.Общеобразовательная учебная программа подразделяется на учебные программы:

            1)дошкольного воспитания и обучения;

            2)начального образования;

            3)основного среднего образования;

            4)общего среднего образования.

            Для наиболее полного развития потенциальных возможностей одаренных лиц разрабатываются специализированные общеобразовательные учебные программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных предметов учебной программы.

4.9.Дополнительные образовательные программы - нормативный срок обучения устанавливается в зависимости от реализуемой программы.

Образовательные программы дополнительного образования предусматривают создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга.

4.10.Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения:

            Обеспечивают преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования с учетом принципа единства воспитания, обучения, развития и оздоровления детей;

            Ориентируются на реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и подготовку его к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья.

            Общеобразовательные учебные программы дошкольного обучения формируют элементарные навыки чтения, письма, счета и опыта языкового общения и предусматривают создание равных стартовых условий для освоения начального образования

            Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.

            Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию. Общеобразовательная учебная программа включает предпрофильную подготовку обучающихся. Изучение содержания каждого предмета завершается на уровне основного среднего образования. Срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования – пять лет.

Получение основного общего образования в Школе по очной форме ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения. Срок освоения общеобразовательной учебной программы общего среднего образования - два года.

При наличии условий и, исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей Школа может вводить обучение по различным профилям и направлениям.

5. Порядок приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования.

            5.1.Порядок приема на обучение в Школу устанавливается Типовыми правилами приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования:

            1.Организации начального образования обеспечивают прием в первый класс всех детей, проживающих на территории обслуживания организации образования, достигших к   1 сентябрю очередного учебного года шести (семи) лет, независимо от уровня подготовки.

            2.Прием заявлений от законных представителей детей, поступающих в первый класс организаций начального образования, производится с 1 июня по 30 августа текущего года.       3.Для детей, не посещавших дошкольные учреждения или не прошедших предшкольную подготовку, организациями образования организуются подготовительные курсы до начала учебного года.      

            4.Зачисление в число обучающихся производится на основании приказа руководителя организации образования.

            5.Прием обучающихся в пятые, шестые, седьмые, восьмые, девятые классы организаций образования, реализующих учебные программы основного среднего образования, закончивших уровень начального образования, осуществляется по решению комиссии, создаваемой приказом руководителя организации образования, и обеспечивает доступ всех обучающихся, проживающих на территории обслуживания организации образования с учетом интересов законных представителей.

            6.Прием на обучение в десятые или одиннадцатые классы профильной школы осуществляется с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся при выборе профиля обучения на основании личного заявления обучающихся с согласия законных представителей обучающихся и наличия документа государственного образца об уровне основного среднего образования без учета территории проживания обучающихся.

            7.Прием заявлений начинается после вручения документа государственного образца об уровне основного среднего образования.

            8.Обучающимся и законным представителям обучающихся предоставляется возможность ознакомления с настоящим Уставом организации образования, лицензией на право ведения образовательной деятельности, порядком приема в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, и другими документами, регламентирующими деятельность организаций образования.

            5.2.Организациями начального, основного среднего и общего среднего образования (далее – услугодатели) оказывается государственная услуга «Прием документов и зачисление в организации образования, независимо от ведомственной подчиненности, для обучения по общеобразовательным программам начального, основного среднего, общего среднего образования».

            Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги при обращении услугополучателя (либо его законного представителя):

к услугодателю:

1)заявление согласно приложению 1 к настоящему стандарту;

2)копия свидетельства о рождении услугополучателя, в случае рождения до 2008 года (документ, удостоверяющий личность услугополучателя (оригинал требуется для идентификации личности);

3) врачебное профессионально-консультационное заключение, форма № 086/е, утвержденное приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан, зарегистрированное в реестре государственной регистрации от 23 ноября 2010 года № 907«Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (далее - форма № 086/е).

4)фотографии размером 3х4 см в количестве 2 штук;

5)заключение педагого-медико-психологической комиссии   (при наличии).

Услугополучатели – иностранцы и лица без гражданства также представляют один из следующих документов, определяющих их статус, с отметкой о регистрации по месту проживания:

1)иностранец – вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;

2)лицо без гражданства – удостоверение лица без гражданства;

3)беженец – удостоверение беженца;

4)лицо, ищущее убежище - свидетельство лица, ищущего убежище;

5)оралман – удостоверение оралмана.

5.3.В общеобразовательные классы Школы принимаются все дети закрепленного за Школой микрорайона. Прием детей осуществляется приказом директора школы.

5.4.Прием в Школу ограничивается 17-летним возрастом.

6. Порядок организации образовательного процесса.

            6.1.Учебно-воспитательный процесс в Школе осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и рабочими учебными программами, разрабатываемыми в соответствии с государственными стандартами Республики Казахстан, государственным учебным планом и календарно-тематическим планированием, утверждаемым директором Школы.

6.2.Обучение и воспитание в Школе ведется на русском языке.

6.3.Школа самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения в пределах, определенных законодательством Республики Казахстан.

6.4.Основой организации учебно-воспитательного процесса являются планирование и учет учебно-воспитательной работы, осуществляемой Школой.

6.5.Планирование учебно-воспитательной работы должно обеспечить своевременное и качественное выполнение учебных планов и программ в полном объеме.

6.6.Планирование учебно-воспитательной работы в Школе осуществляется путем утверждения графика учебно-воспитательного процесса на учебный год и расписания теоретических и практических занятий.

6.7.Учет учебно-воспитательной работы в Школе осуществляется путем ведения журналов учета обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.

6.8.В целях интеграции образования и науки, обеспечения и совершенствования учебно-воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в Школе осуществляется учебно-методическая и научно-методическая работа.

6.9.Воспитательные программы в Школе являются составляющей частью образовательного процесса и направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников.

6.10.Запрещается пропаганда расовой, этнической, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение милитаристских и иных идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права и гуманизма, а также выражение религиозных атрибутов в одежде.

6.11.Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников.

6.12.Применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

6.13.Начальная военная подготовка обучающихся допризывного и призывного возраста осуществляется в Школе на основе учебной программы общего среднего образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

6.14.Языковая политика в Школе осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан «О языках».

6.15.Школа обеспечивает изучение казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом.

6.16.Учебный процесс представляет собой систему уроков, в которой используются разнообразные формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная.

6.17.Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются утверждаемыми Школой положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.

6.18.Количество классов в Школе зависит от количества обучающихся и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм.

6.19.В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» обучающиеся обязаны соблюдать форму одежды, установленную в организации образования.

6.20. Режим занятий учащихся:

1)Учебный год начинается первого сентября.

2)Продолжительность учебного года, учебной недели, сроки проведения и продолжительность каникул устанавливаются приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан.

3)Школа работает по пятидневной учебной неделе. Продолжительность уроков 40 минут.

4)Продолжительность учебного года устанавливается не менее 34-х недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30-ти календарных дней, летом - не менее 8-ми недель. Для учащихся первых классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

5)Распорядок занятий, продолжительность уроков и перерывов между ними устанавливается расписанием занятий и режимом дня, утверждаемым Директором.

6.21.Количество и наполняемость учебных групп:

1)Количество классов в Школе зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и устанавливается соответствующим приказом Директора по согласованию с Учредителем.

2)При проведении занятий в 1-11 классах по русскому, казахскому и иностранному языку, в 5-11 классах по технологии, физической культуре, информатике, казахской литературе класс делится на две подгруппы в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан.

Организация образования обеспечивает родителям и иным законным представителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников возможность ознакомления с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса, а также успеваемостью обучающихся.

7. Система текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, формы и порядок их проведения.

7.1.В целях контроля за освоением обучающимися образовательных учебных программ Школой осуществляются текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация обучающихся.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с первой четверти учебного года во 2-11 (12) классах учителями по всем учебным предметам.

В первом полугодии 1 класса оценки за уровень усвоения учебного материала не выставляются.

7.2.Школа самостоятельна в выборе форм, порядка и периодичности проведения текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации обучающихся.

Учащиеся во 2-11 классах аттестуются по всем предметам по окончании каждой четверти (полугодия), а 1 классы начиная со II полугодия.

7.3.Обучающиеся, успешно освоившие программу учебного года и выдержавшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс решением педагогического совета Школы, утвержденным директором. Учащиеся, успешно освоившие программу учебного года на «отлично» переводятся в следующий класс без промежуточной аттестации по решению Педагогического совета Школы.

7.4. Промежуточная аттестация учащихся является обязательной формой контроля и диагностики уровня знания обучающегося. Содержание и порядок организации промежуточной аттестации регламентируются решением педагогического совета Школы и утверждаются директором.

При промежуточной аттестации устанавливается как качественная ("зачтено", "не зачтено"), так и пятибалльная (5-"отлично",4 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 2 - "неудовлетворительно", 1 - "не учил") система оценок.

 Форма, порядок проведения промежуточной аттестации и переводные экзамены устанавливаются годовым учебным календарным графиком, утверждаемым Директором.

            7.5.Порядок перевода учащихся в следующие классы:

1)Учащиеся, успешно усвоившие программу учебного года, успешно сдавшие переводные или итоговые экзамены, переводятся в следующий класс приказом Директора по представлению Педагогического совета Школы.

            2)Обучающиеся 5-8, 10 классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по одному или двум предметам, подлежат повторной промежуточной аттестации по этим предметам. На период летних каникул данным обучающимся даются учебные задания по соответствующим предметам.

         3)Повторная промежуточная аттестация проводится не ранее 3-х недель после завершения учебного года. В случае получения при повторной аттестации неудовлетворительных итоговых оценок, обучающиеся оставляются на повторное обучение.

4)Обучающиеся на ступени основного общего образования, не усвоившие программу учебного года по двум или более предметам, оставляются на повторное обучение или (по усмотрению их родителей законных представителей) переводятся в школы с классами компенсирующего обучения.

5)Перевод обучающегося осуществляется решением Педагогического совета Школы.

6)Обучающиеся, не усвоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени образования (исключение составляют учащиеся, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию и имеющие справку-заключение).

7.6. Итоговая аттестация учащихся.

1.Освоение общеобразовательных программ основного среднего и общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, которая осуществляется в соответствии с Типовыми правилами текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования. 

2.Итоговая аттестация обучающихся в Школе осуществляется в форме  государственного выпускного экзамена.

3.Выпускникам, успешно прошедшим аттестацию, выдаются аттестаты, заверенные печатью учреждения, установленного образца, а не прошедшим – справка, выдаваемая лицам, не завершившим образование.

4.Выпускникам 9 (10) класса, имеющим оценки "5" по изученным предметам, подлежащим включению в приложение к аттестату об основном среднем образовании, выдается аттестат с отличием об основном среднем образовании.

5.Выпускникам 11 (12) класса, имеющим оценки "5" по изученным предметам, подлежащим включению в приложение к аттестату об общем среднем образовании, выдается аттестат об общем среднем образовании с отличием.

6.Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки "5" по всем предметам в период учебы с 5 по 11 классы и прошедшим итоговую аттестацию по завершении общего среднего образования на оценку "5", выдается аттестат об общем среднем образовании "Алтын белгі".

8. Основания и порядок отчисления обучающихся.

8.1.Исключение из государственных организаций среднего образования детей до шестнадцатилетнего возраста допускается в исключительных случаях по решению органа государственного управления организацией образования за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования.

8.2.Отчисление учащегося из Школы оформляется приказом директора:

-по желанию родителей (законных представителей) - для продолжения образования обучающегося в другом учебном заведении или другой формы обучения.

8.3.Решение об отчислении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.

8.4.Решение об исключении несовершеннолетних, состоящих на учете службы пробации, из государственных организаций среднего образования принимается с согласия службы пробации.

9. Перечень и порядок предоставления платных образовательных услуг.

9.1.В соответствии с утвержденными Правилами оказания платных видов деятельности по реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями образования и расходования ими денег от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с Законом РК «Об образовании» и желанием родителей в учебную программу Школы вводится система дополнительных платных образовательных услуг.

9.2.Школа вправе предоставлять на платной основе с заключением договора об оказании платных услуг следующие товары (работы, услуги) сверх требований государственных общеобязательных стандартов образования по:

            -реализации дополнительных образовательных программ (развития детского и юношеского творчества, склонностей и интересов в области спорта, культуры и искусства, повышения квалификации специалистов);

            -организации дополнительных занятий с отдельными обучающимися по предметам (дисциплинам и циклам дисциплин) сверх учебного времени, выделенного по учебному плану и программам;

            -организации углубленного изучения с обучающимися основ наук по предметам (дисциплинам и циклам дисциплин);

            -организации и проведению различных мероприятий: спортивных соревнований, семинаров, совещаний, конференций среди обучающихся, педагогических работников и взрослого населения, а также по разработке и реализации учебно-методической литературы;

            -организации летнего отдыха, обеспечению питания обучающихся, участников различных мероприятий, проводимых в организациях образования;

            -организации профессионального образования (переподготовке и повышению квалификации специалистов технического и обслуживающего труда).

9.3.Взаимоотношения Школы, оказывающей услуги на платной основе, и обучающегося, его родителей и иных законных представителей регулируются договором.

          В случае оплаты обучающимся расходов за весь период обучения единовременно на момент заключения договора сумма оплаты является неизменной до окончания срока обучения.

            При поэтапной оплате обучения сумма оплаты может быть изменена не более одного раза в год в случае увеличения заработной платы и с учетом индекса инфляции.

9.4.Средства, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, реинвестируются в образовательный процесс, в том числе на приобретение учебного оборудования, литературы, дополнительную оплату труда педагогов, материальную поддержку работников Школы.

10. Порядок оформления отношений организации образования с обучающимися, их родителями и иными законными представителями.

Отношения между родителями (законными представителями) и коммунальным государственным учреждением регулируются положениями настоящего Устава.

10.1.Права и обязанности родителей и иных законных представителей.

Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право:

1)выбирать организацию образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка;

2)участвовать в работе органов управления Школы через родительские комитеты;

3)получать информацию от Школы относительно успеваемости, поведения и условий учебы своих детей;

4)получать консультативную помощь по проблемам обучения и воспитания своих детей в психолого-медико-педагогических консультациях;

5)на получение их детьми дополнительных услуг на договорной основе.

10.2.Родители и иные законные представители обязаны:

1)создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление;

2)обеспечить предшкольную подготовку с дальнейшим определением детей в общеобразовательную школу;

3)выполнять правила, определенные уставом организации образования, соблюдать правила внутреннего распорядка;

4)обеспечивать посещение детьми занятий в Школе.

5)уважать честь и достоинство работников организаций образования;

6)выполнять требования, предъявляемые к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования;

7)соблюдать форму одежды, установленную в организации образования.

            10.3.Права, обязанности и ответственность обучающихся.

            1.Обучающиеся имеют право на:

            1)получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;

            2)обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования;

            3)выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами;

            4)получение дополнительных образовательных услуг, знаний согласно своим склонностям и потребностям на платной основе;

            5)участие в управлении организацией образования;

            6)восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности на другую, с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу или с одной формы обучения на другую;

            7)бесплатное пользование информационными ресурсами в организациях образования, в том числе в доступной форме для инвалидов, детей с ограниченными возможностями, обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами и учебно-методическими пособиями, в том числе изготовленными для инвалидов, детей с ограниченными возможностями;

            8)бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой;

            9) получение информации о положении в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

            10)свободное выражение собственного мнения и убеждений;

            11)уважение своего человеческого достоинства;

            12)поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.

            2.Обучающиеся обязаны:

            1)овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования, соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг.

            2)заботиться о своем здоровье, стремиться к духовному и физическому самосовершенствованию.

            3)соблюдать требования к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования.

            4)уважать честь и достоинство педагогического работника, традиции учебного заведения, в котором они обучаются.

            5)соблюдать Правила пользования сотовыми телефонами в школе. Во время уроков и внеклассных занятий (курсы, факультативы) запрещается пользоваться сотовым телефоном.

11.Перечень предметов, запрещенных к проносу и использованию в коммунальном государственном учреждении.

11.1.Запрещается к проносу и использованию в коммунальное государственное учреждение следующие предметы:

1).Оружие (Любые предметы, способные или кажущиеся способными к выбросу снаряда или причинению ущерба, включая):

            -всё огнестрельное оружие (пистолеты, револьверы, винтовки, обрезы и т.д.);

            -копия или имитация огнестрельного оружия;

            -составляющие части огнестрельного оружия (исключая оптические устройства обнаружения/прицелы);
            -газовое оружие;

            -пневматические пистолеты, винтовки и шариковые ружья;

            -сигнальные пистолеты, стартовые пистолеты, игрушечные пистолеты всех типов;
            -приспособления для выбрасывания мячей;

            -промышленные устройства для забивания гвоздей и крепления болтов;

            -арбалеты, катапульты, гарпуны и копьевое оружие;

            -устройства для умерщвления животных;

            -оглушающие или ударяющие устройства, например, для управления рогатым скотом;
            -зажигалки, выполненные в виде огнестрельного оружия;

            -бесствольное оружие с патронами травматического, светозвукового действия;

            -электрошоковые устройства и др.

            2).Колющее, режущее оружие и острые предметы (Колющие или режущие предметы, способные к причинению ущерба, а также представляющие опасность для здоровья обучающихся и работников, включая):

            -топоры и тесаки, стрелы и дротики, гарпуны и копья, ледорубы, мачете;

            -ножи с выдвижным или выбрасываемым лезвием любой длины;

            -ножи, сделанные из металла или любого другого достаточно прочного материала, которые могут использоваться как потенциальное оружие с лезвиями любой длины;

            -открытые бритвы и лезвия (исключая безопасные или одноразовые бритвы с лезвиями в картридже);

            -сабли, мечи и рукоятки мечей;

            -скальпели;
            -металлические звезды;

            -промышленные инструменты, которые могут использоваться как колющее или режущее оружие, например, дрели и перьевые сверла для дверей, резаки, сервисные ножи, пилы, отвертки, ломы, молотки, факелы;

            -штопоры;
            -иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);

            -вязальные спицы;

            -ножницы с длиной лезвия более 60 мм;

            -складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия более 60 мм;

            -шанцевые инструменты.

3).Тупые инструменты (Любые тупые инструменты, способные к причинению ущерба, а также представляющие опасность для здоровья обучающихся и работников, включая):
            -предметы военного искусства, например, булавы, дубинки, рисовые цепи и т.д.

4).Взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества (Любые взрывчатые или легковоспламеняющиеся вещества, которые представляют опасность для здоровья обучающихся и работников, а также для безопасности организации образования или собственности, включая):

-боеприпасы, боеголовки;

-детонаторы и запалы;

-взрывчатые вещества и взрывные устройства;

-копии или имитаторы взрывчатых веществ или устройств;

-мины и другие взрывчатые военные боезапасы, гранаты всех типов;

-газы и газовые контейнеры, например бутан, пропан, ацетилен, кислород - в большом объеме;

-фейерверки, осветительные ракеты в любой форме и другие пиротехнические средства;
              -самовозгорающиеся спички;

-канистры или патроны, способные производить дым;

-огнеопасное жидкое топливо, например бензин, дизельное топливо, жидкость для зажигалок, спирт, этанол;

-аэрозольные краски, скипидар и тонкие краски;

-алкогольные напитки.

5.Химические и ядовитые вещества (Любые химические или ядовитые вещества, которые представляют опасность для здоровья обучающихся и работников, а также для безопасности организации образования или собственности, включая):

-кислоты и щелочи, например: «влажные» (способные к утечке) батареи;

-коррозийные или отбеливающие вещества, например: ртуть, хлор;

-газовые баллончики, предназначенные для выведения человека из строя, например: слезоточивый газ, баллончик способный распылять перец;

-радиоактивный материал, например лекарственные или коммерческие изотопы;

              -наркотические вещества;

              -психотропные вещества;

              -яды, инфекционный или биологический опасный материал, например инфицированная кровь, бактерии и вирусы и др.

12. Управление коммунальным государственным учреждением.

12.1.Общее управление Школой осуществляет Учредитель и орган управления, определенный в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

12.2.Общее управление коммунальным государственным учреждением осуществляет государственное учреждение «Отдел образования Есильского района Акмолинской области» далее-уполномоченный орган, определенный в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляет следующие функции:

1)закрепление за Школой имущества, включая основные фонды и оборотные средства, выделенные государством в лице акимата Есильского района в оперативное управление;

2)утверждает индивидуальный план финансирования государственного учреждения «Отдел образования Есильского района Акмолинской области»;

3)осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества Школы;

4)определяет структуру, порядок формирования и срок полномочий органов управления Школы, порядок принятия ими решений;

5)определяет права, обязанности и ответственность директора Школы, основания освобождения его от занимаемой должности;

6)утверждение структуры и предельной штатной численности Школы;

7)по представлению директора Школы назначает на должность и освобождает от должности его заместителей;

8)финансовая отчетность и бухгалтерский учет школы ведется централизовано государственным учреждением «Отдел образования Есильского района Акмолинской области»;

9)утверждает смету на содержание Школы;

10)осуществляет иные функции, установленные законодательством Республики Казахстан.

12.3.Непосредственное руководство Школой осуществляет директор, назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным органом соответствующей отрасли (местным исполнительным органом), за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан

12.4.Директор организует и руководит работой Школы, подчиняется Уполномоченному органу соответствующей отрасли (местному исполнительному органу) (за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на коммунальное государственное учреждение задач и осуществление им своих функций

12.5.Директор Школы действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает вопросы деятельности коммунального государственного учреждения в соответствии с его компетенцией, определяемой законодательством Республики Казахстан и настоящим Уставом.

            12.6.Директор Школы несет персональную ответственность за все совершенные им действия и бездействия. 

12.7.При осуществлении деятельности Школы директор в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

1)действует без доверенности от имени Школы;

2)представляет интересы Школы в государственных органах и иных организациях;

3)заключает договоры;

4)выдает доверенности;

5)утверждает порядок и планы по командировкам, стажировкам, обучению сотрудников школы в казахстанских и зарубежных учебных центрах и иным видам повышения квалификации;

6)открывает банковские счета;

7)издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников;

8)принимает на работу и увольняет с работы сотрудников Школы;

9)применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Школы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

10)определяет обязанности и круг полномочий своих заместителей и иных руководящих сотрудников Школы;

11)исполняет решения, приказы, распоряжения Уполномоченного органа и вышестоящих органов образования;

12)руководит Педагогическим советом Школы;

13)осуществляет связь с шефствующими предприятиями;

14)осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;

15)осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством, Уставом и Уполномоченным органом.

12.8.Формами коллегиального управления организацией образования могут быть совет (ученый совет) организации образования, попечительский совет, педагогический, методический (учебно-методический, научно-методический) советы и другие формы, типовые правила организации работы которых, включая порядок их избрания, утверждаются уполномоченным органом в области образования.

12.9.Совет Школы формируется в равном количестве представительства преподавателей-работников школы, родителей и учащихся. В состав Совета могут входить представители общественных организаций, заинтересованных в сотрудничестве со Школой. В компетенцию Совета Школы входит определение общих направлений воспитательно-образовательного процесса, согласование режима работы Школы, правил внутреннего трудового распорядка, охраны зданий, организации питания учащихся, разрешение возникающих конфликтов и возникающих споров, заслушивание отчетов администрации, педагогических работников.

12.10.Главными задачами педагогического совета являются: объединение усилий коллектива по реализации государственной программы развития образования, направление деятельности педагогического коллектива организации образования на совершенствование педагогической работы и учебно-воспитательного процесса, внедрение в практику достижений педагогической науки и передового опыта, вопросы перевода и выпуска обучающихся (воспитанников). В состав педагогического совета входят: руководитель организации образования (председатель), его заместители, педагоги, воспитатели, психолог, социальный педагог.

 

 

 

 

            Педагогический совет рассматривает:

            1)состояние учебно-воспитательной и методической работы, вопросы совершенствования методов обучения по всем формам обучения, внедрение новых технологий обучения;

            2)вопросы планирования учебно-воспитательной работы;

            3)вопросы проведения итоговой аттестации, допуска обучающихся к экзаменам, освобождения обучающихся от экзаменов, перевода обучающихся в следующий класс или оставлении их на повторный курс, награждения обучающихся грамотами, похвальными листами, выдачи документов установленного образца;

            4)вопросы распределения учебной нагрузки, утверждения тарификации, подготовки к аттестации, награждения и поощрения педагогов.

  Руководит Педагогическим советом директор Школы в соответствии с Типовыми правилами деятельности педагогического совета. Педагогический совет утверждает учебные планы и программы, определяет основные направления педагогической деятельности, утверждает индивидуальные учебные планы, принимает решения по всем вопросам профессиональной деятельности педагогов.

12.11.Родительский комитет избирается родительским собранием сроком на один год. Количество его членов устанавливается с учетом количества классов и представительства от них родителей учащихся. Члены родительского комитета вносят на рассмотрение директора и Педагогического совета, классных руководителей предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы Школы, участвуют в работе по профилактике вредных привычек у учащихся, детской безнадзорности и правонарушений, способствуют охране и укреплению здоровья учащихся, помогают в организации питания учащихся, заслушивает сообщения директора и классных руководителей о состоянии и перспективах развития Школы, разъяснения по интересующим родителей вопросам, сообщения родителей о воспитании учащихся в семье.

     12.12.Попечительский совет создается по решению уполномоченного органа в области образования в соответствии с Типовыми правилами деятельности педагогического совета. Полномочия Попечительского совета:

            1)осуществляет общественный контроль за соблюдением прав обучающихся и воспитанников организации образования, а также за расходованием благотворительной помощи, поступающих на счет образовательных учреждений;

            2)вырабатывает предложения о внесении изменений или дополнений в устав организации образования;

            3)вырабатывает рекомендации по приоритетным направлениям развития организации образования;

            4)вырабатывает предложения по совершенствованию мер по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи казахстанских граждан;

            5)участвует в распределении финансовых средств, поступивших в организацию образования в виде благотворительной помощи и принимает решение о его целевом расходовании;

            6)вырабатывает предложения при формировании бюджета организации образования;

            7)вносит предложения уполномоченному органу соответствующей отрасли или местному исполнительному органу в области образования об устранении выявленных Попечительским советом недостатков в работе организации образования;

            8)заслушивает отчеты руководителя организации образования о деятельности организации образования, в том числе о качественном предоставлении образовательных услуг, об использовании благотворительной помощи и принимаемых мерах по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи казахстанских граждан;

            9)участвует в конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам деятельности организаций образования;

            10)знакомится с деятельностью организации образования, условиями предоставленными обучающимся и воспитанникам организации образования, проводят с ними беседу в присутствии психолога организации образования.

13. Порядок образования имущества коммунального государственного учреждения.

13.1.Имущество коммунального государственного учреждения составляют активы юридического лица, стоимость которых отражается на его балансе. Имущество коммунального государственного учреждения формируется за счет:                                       

1) имущества, переданного ему собственником;

2) имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности;

3) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

13.2.Школа не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете.

13.3.Если законами Республики Казахстан Школе предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то деньги, полученные от такой деятельности, подлежат зачислению в соответствующий бюджет.

13.4.Имущество Школы сформировано за счет имущества, переданного ей государством в лице акимата Есильского района, состоит из основных фондов и оборотных средств.

13.5.Имущество Школы, переданное Учредителем, принадлежит ей на праве оперативного управления, относится к государственной коммунальной собственности. Школа вправе владеть и пользоваться имуществом.

13.6.Материально-техническую базу Школы составляют бюджетные средства, имущество, переданное ей Учредителем, доход, полученный от оказания платных образовательных услуг, предпринимательской деятельности.

13.7.Имущество, приобретаемое Школой в процессе осуществления деятельности на бюджетные средства, фиксируется в балансе Школы и является государственной собственностью. Школа не вправе самостоятельно распоряжаться данным имуществом.

13.8.Проверка и ревизия финансово-хозяйственной деятельности Школы осуществляется Уполномоченным органом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

14. Режим работы коммунального государственного учреждения.

14.1.Режим работы в Школе устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и не должен противоречить нормам трудового законодательства Республики Казахстан.

15. Штат и условия оплаты труда работников коммунального государственного учреждения, их права и обязанности.

15.1.Трудовые отношения работников Школы регулируются индивидуальным трудовым договором в соответствии с трудовым законодательством.

Педагогический коллектив формируется на конкурсной основе.

15.2.Права и обязанности работников Школы определяются Уставом Школы, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.

            15.3.Педагогические работники Школы имеют право на:

            1)занятие педагогической деятельностью с обеспечением условий для профессиональной деятельности;

            2)занятие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работой, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;

            3)индивидуальную педагогическую деятельность;

            4)свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

            5)участие в работе коллегиальных органов управления организации образования;

            6) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев;

            7)досрочную аттестацию с целью повышения категории;

            8)моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности в виде государственных наград, почетных званий, премий и именных стипендий;

            9) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

            10) отсрочку от призыва на воинскую службу;

            11)творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа;

            12)обжалование приказов и распоряжений администрации организации образования;

            13)уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

     14) оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней;

            15.4.Педагогические работники Школы обязаны:

            1)обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками преподавания в области своей профессиональной компетенции;

            2)обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования;

            3)воспитывать обучающихся в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

            4)развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности;

            5)постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень;

            6)не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию;

            7)соблюдать правила педагогической этики;

            8)уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

            9)незамедлительно информировать правоохранительные органы о фактах уголовных правонарушений, совершенных обучающимися, в том числе в отношении обучающихся, либо ставших им известных фактах совершения таких правонарушений вне пределов организации образования;

            10)в течение одного рабочего дня с момента выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, информировать органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

15.5.Система оплаты труда работников Школы определяется в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.

15.6.Оплата труда работников Школы производится по повременной системе оплаты труда, включающей в себя: должностной оклад (ставка) согласно реестра должностей работников коммунальных государственных учреждений, определенного Правительством Республики Казахстан, доплат и надбавок за условия труда, компенсаций, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

15.7.Должностные оклады (ставки) работников Школ определяются путем умножения соответствующих коэффициентов, утвержденных для исчисления их должностных окладов (ставок) в зависимости от отнесения занимаемых должностей к группам категории должностей и стажа работы по специальности, от присвоенных квалификационных разрядов на размер базового должностного оклада.

15.8.Доплаты и надбавки за условия труда в каждом случае исчисляются исходя из должностного оклада, отдельные виды доплат исчисляются от минимального размера месячной заработной платы. Размер компенсации определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

15.9.Нормативная учебная нагрузка для педагогических работников Школы регулируется законодательством Республики Казахстан и с учетом квалификации учителей.

15.10.Организация труда в Школе строится на принципе гарантированного представления работникам всех социально-экономических прав, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

 16. Порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы коммунального государственного учреждения.

            16.1.Внесение изменений и дополнений в учредительные документы коммунального государственного учреждения производится по решению местного исполнительного органа.

            16.2.Внесенные изменения и дополнения в учредительные документы коммунального государственного учреждения регистрируются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

17.Условия реорганизации и ликвидации коммунального государственного учреждения.

            17.1.Прекращение деятельности коммунального государственного учреждения происходит путем реорганизации и ликвидации по решению Учредителя.

            17.2.Реорганизация и ликвидация коммунального государственного учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

            17.3.При реорганизации имущество, права и обязанности переходят к его правопреемнику, в порядке определяемым местным исполнительным органом.

            17.4.Имущество ликвидированного коммунального государственного учреждения, оставшееся после удовлетворения законных требований кредиторов, перераспределяется местным исполнительным органом, а деньги ликвидированного учреждения, включая средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в доход бюджета района.

17.5.Ликвидация коммунального государственного учреждения считается завершенной, а юридическое лицо- прекратившим свою деятельность с момента внесения записи об этом в государственный регистр юридических лиц.

18.Сведения о филиалах и представительствах  коммунального государственного учреждения.

            18.1.Коммунальное государственное учреждение не имеет свои филиалы и представительства.

cсылка

Страница создана: 12.11.2019 16:21
Страница обновлена: 14.11.2019 12:14

Текст